У нас Тёма просто жутко кидался в вашем возрасте! Прямо в голову! Тяжелым! Тоже не со зла, но прямо как привычка, действительно, была. Мужу бровь рассек, Денису шишку поставил. Мы от него шарахались. Говорили очень грозно и глядя в глаза "нельзя" многократно, повышая голос. Он на это опускал глаза в пол и ковырял пальчики - было стыдно, это точно. Еще плакали - он жалел по нашей просьбе, потом и без просьб жалел. Сразу от него уходили - дистанция.
Однажды он так сильно попал мужу по голове, что он просто инстинктивно закричал на Тёму. Так как папа в принципе этого никогда не делает, Тёма слушал с дрожащими губами и побежал обнимать и целовать - испугался. Муж у меня прям в ступор впал от такой реакции (1,2 ребенку было). Стал после этого меньше кидать. А потом как-то и в меня сильно попал, я тоже непреднамеренно отбросила предмет этот со злостью - попала вскольз чуток на Тёму - он расплакался и побежал обниматься, как тогда с папой. Я стала объяснять, что нельзя кидать, а он при каждом упоминании об этом возобновлял плач. После этого ребенок больше не кидался.
По поводу ударов. Он не дрался, но мог рукой махать и задеть - мы тут же брали его ручку и начинали гладить себя ей по лицу, приговаривая "мама хорооошая", ну или "папа хорооооший" - погладь. Теперь при любых неосторожностях гладит. А если его поругать и пожалеть потом, то говорит "спасибо" или "пасибо" - так забавно)
Я не призываю орать и драться. Но вот Оля писала о естесственных последствиях проступков - так вот у нас с мужем явно естественные инстинктивные реакции были. Ну типа понял.
П.С. И в моей практике с двумя детьми, честно, были случаи, когда помогло только физическое воздействие. Старший Денис кусался сильно. Никакие увещевания не помогали. Однажды после сильного укуса, когда он ожидал, что я взвизгну смешно, как обычно и разведу многобукв, укусила его в ответ. Больше не кусался...
Вообще подруга лучшая сейчас пед. заканчивает по специальности "педагог-психолог детей дошкольного возраста" - так там преподаватели за физическое воздействие в редких случаях. Я была удивлена. Но систему тотальной демократии запада, их теория минимума границ и запретов вводит нашенских педагогов в ужос))) Говорят, они там уже пожинают плоды, создавая рейсы самолетов без детей на борту, гостиницы чайлдфри и зоны - всё потому что не сумели воспитать вменяемых детей)
Еще им там следующее рассказывают: дети любят границы, нащупывают их, это их инстинкт самосохранения - понять, что родитель точно знает, что плохо и опасно и защитит его. Когда же ребенок всё хуже себя ведет, а родители, действуя по некоторым методикам, либо не замечают, типа само пройдет, если не обращать внимания, часто вовсе в др комнату уходят, либо реагируют не слишком остро, давая понять, что так не очень хорошо, но терпимо всё-таки - ребенок при этом теряет, а вернее не находит ориентацию в жизни, ему непонятны границы, они размыты, дозволено очень многое. Например, рекомендуется в современной лит-ре создать самое безопасное пространство в доме, чтоб не приходилось ребенка одергивать. Да, поначалу так легче и спокойнее, но всем, кто не научил ребенка следовать правилам и соблюдать границы, хорошо известно, что происходит, когда такие дети выходят на улицу, идут в магазины. Деть бесконтрольно пытается выбегать на проезжую часть, не слышит слов запрета, впадает в истерику в магазине, когда чего-то нельзя. Дети, которым многое можно, больше истерят в итоге - проваливаются всё глубже в поисках границ, но не находят их. Привыкают к этому. Потом, когда всё-таки границу встречают, например, если нельзя бежать на дорогу или купить машину за 10000, то тут новая истерика - потому что не привык ко множеству запретов, а в обществе, в отличие от дома, запретов действительно пруд пруди... Короче не нужно бояться запретов и негативных реакций в жизни детей, если он делает что-то недозволительное. (например, дерется, кидается, кусается).
Сейчас помидорки полетят) Я просто озвучила позицию российских педагогов)