Ох, а сколько длится обычно это "возрастное"? У нас уже более чем полгода. и я уже больше не могууу..... Только не пугайте меня, что это характер такой истеричный. Я не вынесу, если это не пройдет. Был же ведь идеальный ребенок, а потом как переклинило.
Лен, у нас длилось более полугода.((( в сентябре прошлого года началось, закончилось в апреле. Где-то в январе начало спадать.
Сейчас бывает, но редко очень, вспышками-периодами. И можно договориться. Перерос.
В идеального мой товарищ не вернулся уже, но сейчас с ним вполне себе легко и спокойно.
Мне тоже кажется, что этот возрастной период бесконечен))) Помню весной, когда выходили гулять, то валялись посреди тротуара и орали (что-то было не по ее). Сейчас этого уже нет, так что буду надеется, что и это пройдет)
Спасибо за совет по книжке, Насть!
как себя вести когда ребенок ну в нашем случае и болезни,и сидение дома, и братик,но капризит,точнее рыдает с микропричин переводя в максипричину,может резко начать и так же резко переключиться,ноя или рыдая до этого минут 5-7...когда наши нервы уже на пределе и мы начинаем ругаться
сказку из книжки от капризов читаем и часто,что мамины ушки слышат только спокойные просьбы...пофигу на это...
как сглаживать?
пример.6.15 утра,у мужа темпа вчера,те явно спит еще. доча встает и тянется свет включать,нам-то с сашей по фигу,а мужу бы нет,да и елки палки рано элементрано. говорю иди тогда к бабушке в зал,она уже не спит,так все равно скандал,ныла,ныла,в итоге муж вынес ее просто и все.хотя я спокойно просила успокоится и заводить нервы с утра. в итоге весь день что-то да не так...
Даш, у нас тоже появились беспричинные капризы, хотя еще мелкоты нет.
Начинается обычно с "я не буду и все". Например, говорю : " дочь, закрой холодильник и скажи, что хочешь" в ответ: " не закрою". Уговоры не всегда помогают, Я, обычно спокойно говорящая и объясняющая как попугай по 100 раз, начинаю выходить из себя ( гормоны то ли? Но стала менее терпимой(() Не кричу, но говорю резко, строго ( сама собой не довольна, но блин!!! ничего поделать не могу((((() Софи, как правило, реагирует, но мне самой потом стремно....
Когда у нас истерика и она уже не слышит, обнимашки отталкивает, я ее отвожу в отдельную комнату и прошу прийти когда успокоится, проходит минута, она все еще рыдает, но уже хочет обниматься, потом быстро успокаивается.
Даш, больше внимания, обнимашек и т.д. Говори что мама расстроится от капризов Полины
а вообще это адаптация скорее всего, у нас тоже были капризы без повода, прошло
у меня еще Полишка стала ногти грызть не вот постоянно,но бывает и когда мульты смотрит волосы теребит,причем это видимо с садика тк я все не понимала почему вся с перепутанными волосами выходит,а посидев 2 недели дома поняла. наи надо к неврологу,да?
Даш, наша вот губу постоянно верхнюю пальцем терла или когда нервничала, или чем то увлекалась. Вроде отпало, так теперь её приказывает в носу палец держать. Тоже как только не разговариваем, но пока не перерастает, думаю.
А у нас явный кризис 3 лет. Отрицание всего, негативизм, слёзы без причины, обиды, непослушание... Аж до бесконечности(
Даша, у нас тоже бывает подобное. Сначала пупок щипал себе постоянно, не знали как отучить год целый, прошло. Появилось руку в рот засунет и бегает так. Пока и это прошло. Нового пока ничего не появилось))
у меня дочка трех лет ковыряет ногти...просто сидит спокойно за мультами или за игрушками и одной ручкой сдирает выступающую часть ногтя. я ей их уже месяца три не стригла, так как просто нечего стричь! как отучить, совсем не знаю, постоянные напоминания не помогают, через 30 секунд опять все продолжается ((
давно хочу поднять одну важную тему, оч надеюсь на ваш отклик. Так получается, что у нас в семье все мужчины курят. Папа (муж), дедушки ребенкины, дяди близкие...Конечно печальнее всего это то, что папа к этому причастен, но тут я бессильна (опытом проверено). Вообще, с этим у нас конечно все строго, не дома, не при ребенке и т.д, он выходит в подъезд на перекур, Сева знает зачем выходит папа, хотя стараемся не афишировать. Но, естественно бывают часто случаи, когда на прогулке-на даче-в гостях ребенок слышит, видит, ладно не дышит , хожу всех гоняю, приучила пока только мужа, остальные сами далеко не всегда понимают.
Вопрос вот в чем. Как донести до ребенка, что курение это плохо, очень плохо, вредно и все такое? он как стал болтать, может сказать "я курю", "пойду покурю", играя, может продемонстировать процесс..., я бешусь до ужаса... часто комментирует видя этот процесс на улице "дядя курит" и т.п. Я понимаю, что они сейчас полные попугайчики, но когда пытаюсь объяснить, что "это вредно и т.п." у Севы бурный протест "не вредно нееет", ну конечно папа же так делает... я говорю, что папе не нравится, он хочет бросить, но не может, в ответ только "нееееет, нравится папе". и игнорировать пыталась, тоже не помогает. Я понимаю, что сейчас я точно не огражу себя от подростковых более серьезных вопросов этого плана, но мне хотелось бы сразу сформировать у ребенка отрицательный образ этого процесса.... или я рано парюсь и надумываю???
Не знаю что делать когда папа курит... Наш не курит, но курит Дед ребенка! И вот после каждого посещения свекров у сына игра: бегает с чем-либо во рту и говорит " я курю"... Все его "ругают", объясняют что это плохо и т.д... Длится такая игра с неделю, потом утихает, но может он конечно вспомнить периодически... Но у нас папа очень категоричен в вопросе курения, и ругает даже слишком сына за такие игры...
А вообще 3 года это не такой критичный возраст (ну на мой взгляд)...
У меня у мужа отец курит, а они с братом нет... Т.ч. может и ваш сын не поддержит вредную привычку папы...
Думаю ругать точно не надо, сейчас такой возраст три года, они могут назло говорить, повторять и т д
Мы просто не обсуждаем это, если спрашивает куда папа пошел, честно говорю что курить, т е не создаю вокруг этого тайну или что то особенное, если начну объяснять что это вредно и тд, будет куча вопросов почему. И я честно не знаю как объяснить ребенку почему папа курит если это вредно...
Очень понравилось... Все, что я думаю по этому вопросу грамотно и четко изложено. Добавить нечего.
Людмила Петрановская, психолог: Осознанно, не в момент нервного срыва, а в целях «воспитания» родитель может бить своего ребёнка в случае отсутствия у него эмпатии, способности напрямую воспринимать чувства другого человека, сопереживать ему.
Если родитель эмпатично воспринимает ребенка, он просто не сможет осознанно и планомерно причинять ему боль, психологическую ли, физическую. Он может сорваться, в раздражении шлёпнуть, больно дернуть и даже ударить в ситуации опасности для жизни – сможет. Но у него не получится заранее решить, а потом взять ремень и «воспитывать». Потому что когда ребенку больно и страшно, родитель чувствует напрямую и сразу, всем существом.
Отказ родителя от эмпатии (а порка невозможна без такого отказа) с очень большой вероятностью приводит к неэмпатичности ребенка, к тому, что он, например, став постарше, может уйти гулять на ночь, а потом искренне удивится, чего это все так переполошились.
То есть, вынуждая ребенка испытывать боль и страх, – чувства сильные и грубые, мы не оставляем никакого шанса для чувств тонких – раскаяния, сострадания, сожаления, осознания того, как ты дорог.
Что касается вопроса наказаний, приведу отрывки из своей книги:
«Как ты себя ведешь? 10 шагов по преодолению трудного поведения»:
«Часто родители задают вопрос: можно ли наказывать детей и как? Но с наказаниями вот какая есть проблема. Во взрослой жизни-то наказаний практически нет, если не считать сферу уголовного и административного права и общение с ГИБДД. Нет никого, кто стал бы нас наказывать, «чтобы знал», «чтобы впредь такого не повторялось».
Все гораздо проще. Если мы плохо работаем, нас уволят и на наше место возьмут другого. Чтобы наказать нас? Ни в коем случае. Просто чтобы работа шла лучше. Если мы хамоваты и эгоистичны, у нас не будет друзей. В наказание? Да нет, конечно, просто люди предпочтут общаться с более приятными личностями. Если мы курим, лежим на диване и едим чипсы, у нас испортится здоровье. Это не наказание – просто естественное следствие. Если мы не умеем любить и заботиться, строить отношения, от нас уйдет супруг – не в наказание, а просто ему надоест. Большой мир строится не на принципе наказаний и наград, а на принципе естественных последствий. Что посеешь, то и пожнешь – и задача взрослого человека просчитывать последствия и принимать решения.
Если мы воспитываем ребенка с помощью наград и наказаний, мы оказываем ему медвежью услугу, вводим в заблуждение относительно устройства мира. После 18 никто не будет его заботливо наказывать и наставлять на путь истинный (собственно, даже исконное значение слова «наказывать» – давать указание, как правильно поступать). Все будут просто жить, преследовать свои цели, делать то, что нужно или приятно лично им. И если он привык руководствоваться в своем поведении только «кнутом и пряником», ему не позавидуешь.
Вот почему очень важно всякий раз, когда это возможно, вместо наказания использовать естественные следствия поступков. Потерял, сломал дорогую вещь – значит, больше нету. Украл и потратил чужие деньги – придется отработать. Забыл, что задали нарисовать рисунок, вспомнил в последний момент – придется рисовать вместо мультика перед сном. Устроил истерику на улице – прогулка прекращена, идем домой, какое уж теперь гуляние.
Не стесняйтесь нестандартных действий. Одна многодетная мама рассказывала, что устав от препирательств детей на тему, кто должен мыть посуду, просто перебила одну за другой все вчерашние тарелки, сваленные в мойку. Эксцентрично, да. Но это тоже своего рода естественное следствие – ближнего можно довести, и тогда он будет вести себя непредсказуемо. Посуда с тех пор исправно моется.
Другая семья просидела всем составом неделю на макаронах и картошке – отдавали деньги, которые были утащены ребенком в гостях. Причем свою «диету» семейство соблюдало не со страдальческими физиономиями, а подбадривая друг друга, весело, преодолевая общую беду. И как все радовались, когда в конце недели нужная сумма была собрана и отдана с извинениями, и даже осталось еще денег на арбуз! Больше случаев воровства у их ребенка не было.
Обратите внимание: никто из этих родителей не читал нравоучений, не наказывал, не угрожал. Просто реагировали как живые люди, решали общую семейную проблему, как могли.
Понятно, что есть ситуации, когда мы не можем позволить последствиям наступить, например, нельзя дать ребенку вывалиться из окна и посмотреть, что будет. Но, согласитесь, таких случаев явное меньшинство».
Что же такое физическое насилие?
Модели моделями, но давайте посмотрим теперь с другой стороны: что есть сам акт физического насилия по отношению к ребенку (во многом все это справедливо и для нефизического: оскорбления, крик, угрозы, шантаж, игнорирование и так далее).
1. Спонтанная реакция на опасность. Это когда мы ведем себя, по сути, на уровне инстинкта, как животные, в ситуации непосредственной угрозы жизни ребенка. У наших соседей была большая старая собака колли. Очень добрая и умная, позволяла детям себя таскать за уши и залезать верхом и только понимающе улыбалась на это все.
И вот однажды бабушка была дома одна со своим трехлетним внуком, что-то делала на кухне. Прибегает малыш, ревет, показывает руку, прокушенную до крови, кричит: «Она меня укусила!». Бабушка в шоке: неужели собака с ума сошла на старости лет? Спрашивает внука: «А что ты ей сделал?» В ответ слышит: «Ничего я ей не делал, я хотел с балкона посмотреть, а она сначала рычала, а потом…» Бабушка на балкон, там окно распахнуто и стул приставлен. Если б залез и перевесился, – все: этаж-то пятый.
Дальше бабушка мелкому дала по попе, а сама села рыдать в обнимку с собакой. Что он из всей этой истории понял, я не знаю, но отрадно, что у него будут еще лет восемьдесят впереди на размышления, благодаря тому, что собака отступилась от своих принципов.
2. Попытка ускорить разрядку. Представляет собой разовый шлепок или подзатыльник. Совершается обычно в моменты раздражения, спешки, усталости. В норме сам родитель считает это своей слабостью, хотя и довольно объяснимой. Никаких особых последствий для ребенка не влечет, если потом он имеет возможность утешиться и восстановить контакт.
3. Стереотипное действие, «потому что так надо», «потому что так делали родители», так требуется культурой, обычаем и тому подобное. Присуще дисциплинарной модели. Может быть разной степени жестокости. Обычно при этом не вникают в подробности проступка, мотивы поведения ребенка, поводом становится формальный факт: двойка, испорченная одежда, невыполнение поручения. Встречается чаще у людей, эмоционально туповатых, не способных к эмпатии (в том числе и из-за аналогичного воспитания в детстве). Хотя иногда это просто от скудости, так сказать, арсенала воздействий. С ребенком проблемы, что делать? А выдрать хорошенько.
Для ребенка также эмоционально туповатого оно не очень травматично, ибо не воспринимается как унижение. Ребенка чувствительного может очень ранить.
Вообще этот тип мы не очень хорошо знаем, потому что к психологам такие родители не обращаются, в обсуждениях темы не участвуют, ибо не видят проблемы и не задумываются. У них «своя правда». Как с ними работать не очень понятно, потому что получается сложная ситуация: общество и государство вдруг стали считать такое неприемлемым и готовы чуть ли не забирать детей. А люди реально не видят, из-за чего сыр-бор и говорят «чего с ним будет?». Часто и сам ребенок не видит.
4. Стремление передать свои чувства, «чтоб он понял, наконец». То есть насилие как высказывание, как акт коммуникации, как последний довод. Сопровождается очень сильными чувствами родителя, вплоть до измененного состояния сознания «у меня в глазах потемнело», «сам не знаю, что на меня нашло» и прочее. Часто потом родитель жалеет, чувствует вину, просит прощения. Ребенок тоже. Иногда это становится «прорывом» в отношениях. Классический пример описан Макаренко в «Педагогической поэме».
Не может быть сымитировано, хотя некоторые пытаются и получают в ответ лютую и справедливую ненависть ребенка в ответ. Отдельные особи еще и себя потом делают главными бедняжками с текстом: «Посмотри, до чего ты довел мамочку». Но это уже особый случай, деформация личности по истероидному типу.
Часто бывает на фоне переутомления, нервного истощения, сильной тревоги, стресса. Последствия зависят от того, готов ли сам родитель это признать срывом или, защищаясь от чувства вины, начинает насилие оправдывать и выдает себе индульгенцию на насилие «раз он слов не понимает». Тогда ребенок становится постоянным громоотводом для родительских негативных чувств.
5. Неспособность взрослого переносить фрустрацию. В данном случае фрустрацией становится несоответствие поведения ребенка или самого ребенка ожиданиям взрослого. Часто возникает у людей, в детстве не имевших опыта защищенности и помощи в совладении с фрустрацией. Особенно если они возлагают на ребенка ожидания, что он восполнит их эмоциональный голод, станет «идеальным ребенком».
При столкновении с тем фактом, что ребенок этого не может и/или не хочет, испытывают ярость трехлетки и себя не контролируют. Ребенка вообще-то страстно любят, но в момент приступа люто ненавидят, то есть смешанные чувства им не даются, как маленьким детям. Так ведут себя нередко воспитанники детских домов или отвергающих родителей. Иногда это психопатия.
На самом деле этот вид насилия очень опасен, так как в приступе ярости и убить можно. Собственно, именно так обычно и калечат, и убивают. Для ребенка оборачивается либо виктимностью и зависимостью, либо стойким отторжением от родителя, страхом, ненавистью.
6. Месть. Не так часто, но бывает. Помнится, был фильм французский, кажется, где отец бил сына как бы за то, что неусердно занимается музыкой, а на самом деле, – мстил за то, что из-за детской шалости ребенка погибла его мать. Это, конечно, драматические навороты, обычно все прозаичнее. Месть за то, что родился не вовремя. Что похож на отца, который предал. Что болеет и «жизнь отравляет».
Последствия такого поведения печальны. Аутоагрессия, суицидальное поведение ребенка. Если родитель так сильно не хочет, чтобы ребенок жил, он чаще всего слушается и находит способ. Ради мамочки. Ради папы. В более мягком варианте становится старшим и утешает, как в том же фильме. Реже — ненавидит и отдаляется.
7. Садизм. То есть собственно сексуальная девиация (отклонение). Вряд ли это новая мысль, но порка очень похожа символически на половой акт. Обнажение определенных частей тела, поза подставления, ритмичные телодвижения, стоны-крики, разрядка напряжения. Не знаю, проводились ли исследования, как связана склонность физически наказывать детей (именно пороть) и степень сексуального благополучия человека. Мне вот сдается, что сильно связаны. Во всяком случае, самые частые и жестокие порки наблюдались именно в тех обществах и институтах, где сексуальность была наиболее жестко табуирована или регламентирована, в тех же монастырских школах, частных школах, где традиционно преподавали люди несемейные, закрытых военных училищах и так далее.
Поскольку в глубине души взрослый обычно прекрасно знает, в чем истинная цель его действий, городятся подробные рационализации. А поскольку удовольствия хочется еще и еще, строгость усиливается все больше, чтобы всегда был повод выпороть. Все это описано, например, в воспоминаниях Тургенева о детстве с мамашей-садисткой. Так что, если кто с пеной у рта доказывает, что бить надо и правильно, и начинает еще объяснять, как именно это делать, да чем и сколько, как хотите, а у меня первая мысль, что у него проблемы на этой самой почве.
Самый мерзкий вариант – когда избиение подается ребенку не как акт насилия, а как, так сказать, акт сотрудничества. Требуют, чтобы сам принес ремень, чтобы сказал потом «спасибо». Говорят: «Ты же понимаешь, это тебе во благо, я тебя люблю и не хотел бы, я тебе сочувствую, но надо». Если ребёнок поверит, система ориентации в мире у него искажается. Он начинает признавать правоту происходящего, формируется глубокая амбивалентность с полной неспособностью к нормальным отношениям, построенным на безопасности и доверии.
Последствия разные. От мазохизма и садизма на уровне девиаций до участия в рационализациях типа «меня пороли — человеком вырос». Иногда приводит к тому, что подросший ребенок убивает или калечит своего мучителя. Иногда обходится просто лютой ненавистью к родителям. Последний вариант самый здоровый при подобных обстоятельствах.
8. Уничтожение субъектности. Описано Помяловским в «Очерках бурсы». Цель – не наказание, не изменение поведения и даже не всегда получение удовольствия. Цель – именно сломать волю. Сделать ребёнка полностью управляемым. Признак такого насилия – отсутствие стратегии. У Помяловского те дети, которые весь семестр старались вести себя и учиться хорошо и ни разу не были наказаны, в конце были жестоко пороты именно потому, что «нечего». Не должно быть никакого способа спастись.
В менее радикальном варианте, представленом во всей дисциплинарной модели, тот же Локк говорит буквально: «Волю ребенка необходимо сломить».
Чаще всего встречаются пункты 3 и 4. Реже 5 и 6, остальное еще реже. На самом деле 2 тоже, думаю, часто, просто про это не говорят, поскольку оно не выглядит проблемой и, наверное, ею и не является.
А вообще, по данным опросов, половина россиян используют физические наказания детей. Такой вот масштаб проблемы.
«Не хочу бить!», – что делать?
Бороться с «жестоким обращением с детьми» сегодня тьма желающих, а вот помогать родителям, которые хотели бы перестать «воспитывать» подобным образом мало кто хочет и может.
Я безмерно уважаю тех родителей, которые, будучи сами биты в детстве, стараются детей не бить. Или хотя бы бить меньше. Потому что их Внутренний родитель, тот, который достался им в наследство от родителей реальных, считает, что бить можно и нужно. И даже если в здравом уме и твердой памяти они считают, что этого лучше не делать, стоит разуму ослабить контроль (усталость, недосып, испуг, отчаяние, сильное давление извне, например, от школы), как рука «сама тянется к ремню». И им гораздо труднее себя контролировать, чем тем, у кого в «программе» родительского поведения это не записано и ничего никуда не тянется. Если им все же удается контролировать себя, – это здорово. То же относится к крику, молчанию, шантажу и так далее.
Итак, что же делать родителям, которые хотят «завязать»?
Первое – запретить себе фразы типа «ребенок получил ремня». Особенно меня передергивает от «ему по попе прилетело». Это языковая и ментальная ловушка. Никто сам по себе ничего не получал. И уж точно никому ничего от мироздания не прилетало. Это вы его побили. И под видом «юмора» пытаетесь снять с себя ответственность. Как кто-то написал: «он совершил проступок и получил по попе, – это естественные последствия». Нет. Это самообман. Пока вы ему предаетесь, ничего не изменится. Как только научитесь хотя бы про себя говорить: «Я побил (а) своего ребенка», –удивитесь, насколько вырастет ваша способность к самообладанию.
То же самое с фразами типа «без этого все равно нельзя». Не надо обобщать. Научитесь говорить: «Я пока не умею обходиться без битья». Это честно, точно и обнадеживает.
В той книжке, про трудное поведение, которую я цитировала, главная мысль такая: ребенок, когда делает что-то не так, обычно не хочет плохого. Он хочет чего-то вполне понятного: быть хорошим, быть любимым, не иметь неприятностей и так далее. Трудное поведение – просто плохой способ этого достичь.
Все то же самое справедливо по отношению к родителям. Очень редко кто ХОЧЕТ мучить и обижать своего ребенка. Исключения есть, это то, о чем шла речь в пункте 8, с оговорками – 6 и 7. И это очень редко.
Во всех других случаях родитель хочет вполне хорошего или, по крайней мере, понятного. Чтобы ребенок был жив-здоров, чтобы вел себя хорошо, чтобы не нервничать, чтобы иметь контроль над ситуацией, чтобы не стыдиться, чтобы пожалели, чтоб все как у людей, чтобы разрядиться, чтобы хоть что-то предпринять.
Если понять про себя, чего ты на самом деле хочешь, когда бьешь, какова твоя глубинная потребность, то можно придумать, как удовлетворить эту потребность иначе.
Например, отдохнуть, чтобы не надо было разряжаться.
Или не обращать внимания на оценки посторонних, чтобы не стыдиться.
Или убрать какие-то опасные ситуации и вещи, чтобы ребенку не угрожала опасность.
Или что-то превратить в игру, чтобы контролировать ситуацию весело.
Или сказать о своих чувствах ребенку (супругу, подруге), чтобы быть услышанным.
Или пройти психотерапию, чтобы освободиться от власти собственных детских травм.
Или изменить свою жизнь, чтобы не ненавидеть ребенка за то, что она «не удалась».
А дальше придуманные альтернативные способы пробовать и смотреть, что будет. Не подошло одно, — пробовать другое.
Привычка эмоционально разряжаться через ребенка — это просто дурная привычка, своего рода зависимость. И эффективно справляться с ней нужно так же, как с любой другой вредной привычкой: не «бороться с», а «научиться иначе». Не «с этой минуты больше никогда», – все знают, к чему приводят такие зароки, а «сегодня хоть немного меньше, чем вчера», или «обойтись без этого только один день» (потом «только одну неделю», «только один месяц»).
Не пугаться, что не все получается. Не сдаваться. Не стесняться спрашивать и просить помощи. Держать в голове древнюю мудрость: «Лучше один шаг в правильном направлении, чем десять в неверном».
И помнить, что почти всегда дело в собственном Внутреннем ребенке, обиженном, испуганном или сердитом. Помнить о нем и иногда, вместо того чтобы воспитывать своего реального ребенка, заняться тем мальчиком или девочкой, что бушует внутри. Поговорить, пожалеть, похвалить, утешить, пообещать, что больше никому не дадите его обижать.
Это всё происходит не быстро и не сразу. И на этом пути нужно очень друг друга поддерживать супругам, и знакомым, и просто всем, кого считаете близкими.
Зато, если получается, выигрыш больше, чем все сокровища Али-бабы. Приз в этой игре – разрыв или ослабление патологической цепи передачи насилия от поколения поколению. У ваших детей Внутренний родитель не будет жестоким. Бесценный дар вашим внукам, правнукам и прочим потомкам до не знаю какого колена.
http://soznatelno.ru/razvitie/mozhno-li-vospitat-rebenka-bez-remnya-12179.html
У нас тут Ярослав учудил, первый раз ребенок на подобном попался, мне даже как-то обидно что ли стало...
Они ложатся спать в одно время в одной комнате, естественно минут 15 это дай попить, сходить посикать и т.д., но потом отрубаются.
И началось с неделю назад, что раз и включается свет в комнате, заходишь, негодуешь, выключаешь, а потом то же самое еще раз 5. Ругали за это Аню, потому что это ее развлечение в детстве было-встать в кроватке и выключателе щелкать. Причем, когда мы заходили, сын типа спал, отвернувшись к стенке.
Вчера я оказалась у двери сразу как включился свет, захожу, а Ярослав то у нас только на кровать спешно залезает. Оказалось, что он все это время сознательно подставлял сестру... И ведь ни разу не сказал, что это не она. В общем за вранье и подставу наругали.
Я дожила до момента, когда ребенок стал мне открыто врать....
Вот и у меня такой брат был... меня всегда ругали не выяснив ситуацию, до сих пор - я виновата во всем.
Что делать в такой ситуации не знаю. Мне хочется поддержать Аню
Всегда выслушать сначала обоих детей, в любой ситуации, если оба, конечно, говорящие уже. Такое часто бывает, это некий соблазн, когда есть братья-сестры - свалить на другого
За своими не замечала. Ну тут много вариантов. Для начала спрашиваю не "кто виноват?", а "расскажите, что у вас тут происходит". Если вижу, что старший мнется, прошу просто сказать честно и не особо-то ругаю в таких ситуациях. Ну и да, на старшего все равно часть ответственности за действия младшего перекладываю - "он это сделал, а ты ему сказал, что так неправильно?" "Он тебя стукал - ты мог отодвинуться" и т.д. В итоге, стараюсь создавать поменьше ситуаций, где отчитываю одного на глазах у довольного другого.
Оксан, у меня Даня любитель свалить на Аню - это она раскидала, она нарисовала и тд.
У меня два варианта дальше: либо я говорю, что у кого сейчас нос страсти будет - тот и врушка и тут ребенок сознается типа "ладно-ладно, это я сделал", либо (не совсем педагогичный вариант наверное) я говорю, что я постоянно убираю за ним и ничего страшного не случится, если он уберет бардак, даже если его навела Аня. Так что у нас круговая повинность))
А мне кажется, описанный Оксаной случай несколько сложнее.. Одно дело, что-то набедокурить не специально, а при вопросе, кто?, попытаться уйти от ответственности чтоб не ругали, а другое - умышленно сделать каку, зная, что ругать будут не тебя, что эта "кака" - визитная карточка другого члена семьи) Тут, на мой взгляд, конкретная подстава чтоб поругали другого.
Не знаю, в чем причина. Может, ревность? Может, по жизни Ярослава чаще гораздо ругают, чем Аню (она же малышка), а ему хочется равноправия в этом вопросе?
В любом случае думаю, Оксана подберет нужные слова и подход)
А у меня наверно сложный вопрос, но все же хочу посоветоваться. Ребенок у подруги инвалид, по возрасту с моим ровесники, но по развитию понятно отстает. Мы рядом живем, часто видимся, и я понимаю Ксюша скоро может спросить меня почему Миша такой или не может с ним играть. Не знаю как обьяснить что вот люди разные бывают для ребенка с его вечными почему( помогите пожалуйста с этими вопросами. Потому что если б не у моей подруги такая ситуация, может всегда возникнуть такой вопрос про людей с ограниченными способностями, особенно кто внешне очень отличается.
А как? Почему он такой? Мне даже сложно на это ответить. Причем вы поймите по ребенку очень видно что он инвалид. Так и обьяснять? Вы мне пожалуйста простые фразы накидайте просто
А может вам поискать мультфильмы про особых детей? Я как то случайно на канале TiJi зацепила краем глаза серию мультфильма, где показывали особого малыша - там был сюжет, что у кролика-девочки родился братик, но он был не такой, как все кролики и дальше на доступном детям языке рассказывалось как общаться с таким малышом.
Ну и после мульфильма проговорить с дочкой, что ее друг - тоже особый малыш..
ПС: Посмотрела возраст в визитке - я думаю раньше 3,5-4 лет нет смысла подобный разговор заводить...
ну и что, что инвалид? в жизни всякое бывает. все болеют, вот у него такая болезнь.
и это тоже нормально. главное сами относитесь к этому проще и спокойнее. не акцентируйте внимание на необычности ребенка - инвалида.
Я бы прежде всего дождалась вопросов,а потом попыталась объяснить,что есть особенные дети,которые родились с определённой болезнью,что это такие же дети,которые умеют радоваться и грустить,которые также хотят дружить,играть,но им не всегда легко самостоятельно что-то делать,им чаще требуется помощь..Также бы сказала,что болезни не мешают дружить и общаться..
Девочки, у Меня такая проблема: мой ребенок (1,2), бьёт нас. Пишу и смеюсь сама))) но на самом деле не смешно уже,щас он мне так меня стукнул с ладошки под глаз,что красное и щиплит даже
Раньше объясняла,потом ругать начали и без толку,сегодня сорвалась и по руке ему стукнула,наверно этого нельзя делать,но я уже не знаю как отучить
Лен, в двух словах не ответишь и давать какие-либо советы, не зная ситуации в семье бесполезно. Могу лишь посоветовать почитать про детскую агрессию у психологов. Мурашова, Петрановская, Гиппенрейтер. Да многие эту тему затрагивают, это не редкий случай, поищи.
И да, бить в ответ на удар нельзя.