Вот очень хороший материал на эту тему, который был полностью подкреплен примерами, в том числе, и из моей жизни. Столкнулась я как-то с очень агрессивной девочкой на площадке, она лупила всех, было сложно, потому что учить сына давать сдачу девочке, да еще и младше - осень спорно. Но после того, как девочка извозила его лицом по асфальту, я сдалась, разрешила давать сдачи. Сразу же Витя решил, сто можно толкать Дашу, которая что-то взяла или не отдает по первому требованию, Илюшу, тоже за какие-то очевидные по детскому мнению проступки, которые, на самом деле, проступками не являются. Получив разрешение на сдачу, ребенок все начинает так защищать, фильтровать не умеет. Отругала за такое поведение по отношению к друзьям, девочка тут же избила Витю снова, на мой вопрос, почему он не защищает себя в драке, ответил, что не понимает, когда можно драться, когда нет. О чем доходчиво и говорится в статье. Надо учить избегать конфликта, да, это занимает гораздо больше времени, это сложно. Это как самому научиться не шлёпать ребенка.
Но результат того стоит. Кстати, типичные драчуны быстро интерес теряют к тем, кто не ведется на провокации.
УЧИТЬ ЛИ «ДАВАТЬ СДАЧИ» ☝
Есть у родителей спорное убеждение, что ребенка надо учить давать сдачи. Надо – я согласна с этим. Но, пожалуйста, не в младшем дошкольном возрасте!
Представляете, какая путаница возникает в голове у малыша, если его учат «Тоже дай ему как следует!» и при этом учат, что драться плохо. Малыш не может четко разграничить, когда он нападает, а когда защищается. Он может пнуть ребенка, случайно задевшего его лопаткой. В его понимании это он так дал сдачи. Может сильно толкнуть того, кто взял желанную игрушку раньше. В его системе понятий это тоже будет — дал сдачи. Может стукнуть того, кто занял его стульчик — воспринял как личную обиду и дал сдачи. Я могу привести много примеров из личной практики и практики коллег, когда «сдача» была неадекватна, с печальными последствиями.
На курсах по самообороне обучают, в том числе, оценивать силу противника и свои возможности. Знакомят, хотя бы в общих чертах, с анатомией человека. Учат рассчитывать силу удара и предвидеть последствия. Давая сдачи обидчику, ваш малыш анализирует в голове все эти нюансы?
Когда вы учите своего малыша давать сдачи – вы подвергаете риску его же безопасность. Потому что в этот момент кто-то тоже учит своего ребенка «давать сдачи», и этот ребенок может оказаться гораздо крупнее вашего. Не важно, кто из малышей первым затеял конфликт, одной «сдачей» дело не ограничится. Они будут «давать сдачи» друг другу до вмешательства воспитателя. Значит, чем раньше вмешается воспитатель, тем выше вероятность, что все обойдется без синяков, шишек и более серьезных травм. Так не лучше ли сразу научить ребенка звать на помощь воспитателя?
Это вовсе не значит, что ребенок ябедничает. Это значит, что он прибегает к услугам медиатора. Это не ябедничанье, а цивилизованный способ решения конфликтов. Вы бы хотели, чтобы ребенок научился договариваться и решать конфликты мирным путем? Давая сдачи, он этому не научится! Научиться он может только на примере действий адекватного взрослого.
Чего хотят добиться родители, обучая ребенка «давать сдачи»?
✔ Хотят, чтобы ребенок отстаивал свои интересы
✔ Хотят, чтобы мог постоять за себя, не дать себя в обиду
✔ Хотят, чтобы мог наказать обидчика
Все эти задачи ребенок может решить и другим способом. Например, прибегая к помощи воспитателя. Воспитатель рассудит, объяснит, кто не прав, виновного – накажет. И при этом (заметьте!) никакого физического насилия.
Если малыш способен на физический отпор, он даст сдачи инстинктивно и без ваших наставлений. Но учить махать кулаками девочку-былиночку — противоестественно. Ну, замахнется она тоненькой ручкой. А ей ответят со всей силы… Пока, по причине нежного возраста, ее не берут в секцию карате, научите ее лучше громко визжать: и противника введет в ступор, и внимание взрослых привлечет.
Я понимаю, что в школьном возрасте другие ценности и понятия. Вовлекать учителей в конфликт с одноклассниками уже «не по-пацански». Но к этому возрасту ребенок уже может быть научен мирным способам решения конфликтов и элементарным принципам ведения переговоров, может адекватно оценить, где он обороняется, а где выступает в роли агрессора, может соизмерить силу противодействия. Может быть научен, но только если он не бездумно «давал сдачи» с годовалого возраста, а учился у взрослых решать конфликты.
Психолог Анна Быкова