Наташ, вчера не успела отписаться. Правда, очень сложно мне писать, что не надо делать, без того, что надо )))) Понятно, что каждый родитель вырабатывает свою стратегию поведения, я просто буду писать, что делаю я.
Итак, про НЕ нужно:
Первое, что точно не стоит делать, это идти на поводу у слез и истерик. Это самый доступный и простой способ ребенка привлечь внимание. У деток же на подкорке записано, что если поплачешь, к тебе прибегут и все сделают, но если в младенчестве это правильно, то, с возрастом, понятное дело, количество желаний детских увеличивается в геометрической прогрессии, и они не всегда уместны, и, вообще, возможны ))) В этом случае я запасаюсь терпением и миллион раз напоминаю Вите, что слезами никогда ничего не добиваются, и, вообще, я просто не понимаю ничего, когда он так верещит. Очень сложно в такие моменты в общественных местах, так как там хочется сделать, что угодно, только бы не орал )))) Но как только дашь слабину, будет хуже.
Второй момент, многие родители понимают выражение "не идти на поводу у слез" несколько иначе и перегибают палку, требуя от ребенка замалчивания своих эмоций. Чаще начинают давить на то, что это - стыд-позор, все смотрят, требуют, чтобы ребенок "немедленно заткнулся" и так далее. Психологи очень не советуют это делать, так как мы не решаем одну проблему, а еще и создаем много других. Ребенок теряет доверие к родителям, ведь все, что им нужно - это чтобы он замолчал и прекратил их позорить. Понятно, что в будущем такой ребенок не пойдет к маме с папой с жалобами и за советами. Я всегда говорю Вите, что он имеет право на эмоции, но выражать их надо учиться иным способом. Работали мы очень плотно где-то год над этим, в три года резко стал заметен результат, когда детеныш останавливается, перестает верещать, и говорит, что он устал/боится/ему не нравится эта тетя/он хочет домой и так далее.
Третий момент НЕ нужно не дооценивать активное слушание и разбор "я и ты-сообщений". Все написано у Гиппенрейтер, проблема часто состоит в том, что родители бросают этим пользоваться, так как нет моментального эффекта. Надо потратить от нескольких месяцев до года на то, чтобы эффект появился. И чем раньше начнете, тем быстрее будет результат. Когда я с полуторогодовалым это применяла, мне крутили у виска, даже муж говорил ехидно: "Что-то не работает твоя методика", - зато сейчас любит сказануть: "Как здорово, что МЫ так рано начали это применять", - за что получает от меня )))
Четвертое НЕ нужно - это допускать двойной, тройной и так далее стандарт воспитания. С этим бывает очень сложно, на что у меня понимающие и одобряющие мои методы родители, но тут - просто тупик иногда. Папа мой любит говорить: "Это у вас дома так, а у нас - иначе", - и можно лоб разбить, пытаясь объяснить, что это может касаться какого-то уклада, например, у нас Витя ходит босой, у них должен - в тапках, но это не может касаться базовых воспитательных моментов. Но папа мой не согласен, поэтому постоянно говорит Вите, что он - плохой в ответ на любую детскую шалость
А уж как мы волшебно жили с папой моим на турбазе... Всего неделя, но под конец, я не знала, куда сбежать. Один день мы даже не разговаривали ))) Мы с Витей в лагере прожили 4 недели, все время все было идеально, к середине 4-й недели ребенок просто устал, стал проситься домой, не хотел общаться с детьми, перестал давать свои игрушки. Был такой кризисный день один. Весь день я напоминала ребенку, что говорить обо всем этом надо спокойно, а не верещать на весь лес, что если он хочет пойти и посидеть в комнате, он просто должен мне это спокойно сказать, и все. Папа постоянно вмешивался, лез, перебивал меня, доказывал, что все мои разговоры - это баловство, надо сказать:"А, ну, замолчи", - и он должен замолчать. Нечего разбираться в причинах, это все ерунда. Апофеоз настал, когда Витя на пляже перестал делиться со своим другом Степой. Для меня это был знак именно глобальной усталости ребенка, потому что Степе он всегда отдавал все без вопросов. Мы стали собирать вещи, чтобы пойти в комнату, тут опять вступил мой папа, начал называть Витю жадиной, требовать, чтобы мы остались и я заставила его дать Степе все игрушки, тут Витя расплакался и стал все разбрасывать. В итоге, он был наказан именно за такой выброс эмоций, я объяснила, что это было неправильно, так как я уже согласилась уйти с ним с пляжа, и орать и бросать вещи было незачем. Витя остался без вечерних мультов и был с этим согласен. Папа же мой совершенно был ни с чем не согласен. Более того, девятилетний Степа весь вечер ходил за нами и ныл, что он хочет смотреть мультики (он всегда с нами смотрел). Тут на арену снова вышел мой папа, заявив, что все сделано неправильно, Витю надо было наказать за жадность (блин, он даже не понял, за что я наказала Витю), но не так, чтобы пострадал Степа. Пусть они смотрят мульты, но выбирать будет не Витя, а Степа. Тут я уже взбесилась, и напомнила, что решения родителей ребенка не обсуждаются, особенно при ребенке. А папа мой заявил, что это - дебильное правило, я сама его только что придумала потому, что избаловала ребенка своими разговорами, и не знаю, как себя вести ))))
От такой ситуации склонность ребенка поистерить только увеличивается, во-первых, он просто не понимает, как себя правильно вести, если взрослые вокруг него требуют разного. Во-вторых, раз у взрослых нет единого мнения, то слезы точно кого-то разжалобят )))
Ну, и еще базовый момент "НЕ нужно" - это подкупы. Иногда, особенно если надо сделать что-то важное, есть высокий соблазн прибегнуть к этой схеме. Вот, мы сходим в поликлинику, на обратном пути купим тебе что-нибудь, а если ты еще и плакать не будешь, то, вообще, проси, что хочешь. Рано или поздно ребенок начнет этим пользоваться и сам предъявлять требования, еще до того, как успеешь ему что-то посулить. А вот поощрить и похвалить после неожиданной храбрости (не плакал на прививке, например), после того, как ребенок сделал что-то хорошее, что не хотел или не умел раньше - это можно. Причем, не забывать именно словесно поощрять, а то часто бывают, что о том, как сын или дочка орали в поликлинике, рассказывают всем, а о том, что они, например, с соседкой поздоровались - забывают.
Вроде, все пока, Наташ, если еще что-то вспомню, допишу.