Понравилось
"Я ПОКАЗЫВАЮ РЕБЕНКУ БУКВЫ, А ОН УПОЛЗАЕТ" - еще раз о раннем развитии
Важно помнить, что у любого ребенка есть определенные периоды возрастного развития и у каждого такого периода свои задачи, которые маленький человек в этот момент должен выполнить. Любые предлагаемые взрослыми задания должны согласовываться с задачами его ближайшего развития, помогать справиться с тем, что ему сейчас положено по возрасту.
Если положено ребёнку по возрасту познавать материальную среду, значит, нужно вместе с ним осваивать мир на ощупь: копаться в песке, плюхаться в воде, осваивать текстуры и фактуры, перебирать крупу, разбираться в соотношениях веса, тяжести, кусачести, выяснять, что может обжечь, что не может… Ребенок учится понимать свое место в предметном мире – значит, мы будем ему помогать и обеспечивать ему богатую впечатлениями и ощущениями среду.
Не стоит ограничивать мир ребёнка его кроваткой и четырьмя пластмассовыми игрушками, держать его в сухом, чистом заповеднике, нужно позволить ему ползать по траве, гладить кота, копаться в земле, иметь доступ к разным прекрасным и интересным вещам: краске, которую можно размазывать, жидкости, которую можно разлить или расплескать, к тому, чем можно шуршать, греметь, скрипеть, трогать, на ощупь пробовать, где липкое, где грязное, где мокрое, где горячее, пробовать ногами, по какой поверхности можно идти, а какая обманчиво гладкая и можно провалиться…
Если же мы в этот момент будем показывать ему буквы, может быть он в год и запомнит эти буквы. Только зачем? Буквы — следующая стадия развития ребёнка, новая ступень. Это другой этап, который не следует ребёнку предлагать раньше, чем он освоит задачи, которые ему необходимы и актуальны на данный момент.
Я как-то читала про одну маму, которая жаловалась: «Я предъявляю ребёнку карточки с буквами, а он уползает!». Почему мама предлагает только буквы, почему не предложить изучить категорический императив Канта? И то, и другое равно бессмысленно для малыша, перед которым в данный момент стоят другие задачи.
Не тянуть траву
Важно, чтобы стремление развивать ребёнка не превращалось в попытку тянуть молодую траву за кончики, чтобы она побыстрее росла. Все равно она вырастет так, как ей положено по срокам.
Есть масса замечательных способов помогать ребенку справиться с его возрастными задачами, обогатить среду, в которой он живет.
Мой сын одно время ходил на развивающее занятия. Там были замечательные лабиринты для ползания, множество звучащих, светящихся игрушек, каких дома не было, — интересная развивающая среда, которую ребёнку было крайне любопытно осваивать: ползать, возиться, какие-то кнопочки нажимать, краски по бумаге размазывать. К сожалению, нам пришлось уйти с этих занятий: ребенок настолько уставал и выматывался, что засыпал в троллейбусе по дороге домой.
То есть оказалось, даже интересные занятия не стоят таких потраченных усилий. Так что посещать различные «развивалки» имеет смысл, если они дают то, что ребенку по возрасту положено, а занятия и дорога не утомляют его. Если студии раннего развития нет, можно заниматься и дома. Ребенку не требуются никакие дорогостоящие лабиринты и высокотехнологичные игрушки. Все, что ему нужно для освоения мира, можно найти дома, вокруг дома, летом на даче, в деревне, в отпуске.
Главное помнить, что ему сейчас по возрасту положено, и не пытаться обмануть природу, перевыполнив план и освоив в 5 лет задачи среднего школьного возраста. Любое занятие, любое пособие должно соответствовать возрастным этапам развития ребенка. Если оно им не соответствует, ребенок может освоить задачу, которую ему предъявляют, но произойдёт это за счет чего-то другого. То есть, может он научится, например, узнавать животных на картинке, но не научится чему-то другому.
Вообще я все чаще думаю о том, что мы постоянно стараемся приобщить наших детей к опосредованной реальности – книгам, фильмам, картинкам, презентациям, компьютерным и настольным играм, — в ущерб реальности непосредственной, не даем им толком освоить эту реальность: предметный мир и мир людей. Поэтому дети часто приходят в детские сады и школы с кучей энциклопедических сведений об устройстве вселенной или греческих мифах, прекрасно умея читать, но при этом не умея общаться с другими людьми. Как попросить игрушку? Что сделать, если отнимают? Как быть, когда тебе стыдно? Отнять, ударить, спрятаться под стол. «Интеллектуальное развитие опережает, эмоциональное отстает», — типичная проблема нынешних старших дошкольников и младших школьников.
Знаем, читали
Мало кто из родителей помнит, как они учились читать. Теперь они уверены, что три года – это то время, когда каждый нормальный ребенок должен начать читать. Но, на самом деле три года — это нижняя граница для начала чтения.Обычно дети учатся чтению в промежутке от 3 до 7 лет, в среднем лет в пять. А по-настоящему читать, для своего удовольствия – еще позже. Специально торопить своего ребенка, чтобы он непременно зачитал в три года, если у него еще не сформировались для этого ни мышление, ни внимание, ни память, — оказывать ему дурную услугу. Можно навсегда отвратить ребенка от чтения, который будет считать, что это тяжелая, неприятная, крайне мучительная работа. Сначала бывает: «Я ему предъявляю буквы, а он уползает». А потом они уже уползают навсегда от чтения.
Играть!
С детьми необходимо очень много играть. Не мучить их занятиями, а играть. Все, что нужно развивать, в том числе усидчивость, терпение, внимание, память, все в дошкольном возрасте развивается в играх, а не в занятиях за столом. Это ненормально для дошкольника, сидеть за столом и 45 минут слушать учителя. А вот играть, пробовать этот мир на ощупь – нормально. Учиться взаимодействию с другими детьми в играх – нормально. Учиться проигрывать, уступать, прощать, терпеть, дожидаться очереди, — всему этому учатся не за столом и не по учебнику, а именно в играх. А когда ребенку станут интересны буквы, он непременно о них спросит.
Мы очень торопимся рассказать ребёнку, как устроен мир, прежде, чем они этим заинтересуются. Ребенок еще не успел спросить, почему облака с неба не падают на землю, а ему уже объяснили, что облака — это водяной пар, который висит на небе в силу таких-то и таких-то причин. Ребенок еще не успел спросить, почему елка колючая, а ему уже объяснили, что ель — вечнозеленое растение, а листья в форме иголок меньше испаряют влаги. Дальше ему будет неинтересно. Он уже привык, что на него сыплется огромное количество информации, которая обрушивается без запроса, он привыкает от нее просто отбиваться.
Ученые в разных странах давно говорят о том, что для того, чтобы обеспечить ребенку хороший интеллектуальный уровень, надо с ним много разговаривать, задавать ему вопросы, слушать ответы, отвечать на его вопросы адекватно (а не «отстань» или «потому»), больше обсуждать и меньше приказывать и запрещать — нельзя, не смей, не лезь, перестань, прекрати, хватит, замолчи, иди отсюда… Читать, обсуждать прочитанное, и многое делать вместе.
Не стать аниматором
Если родители постоянно придумывают, чем бы им полезным увлечь и развлечь ребёнка, есть риск, что они превратятся для него в аниматоров. Ребёнок подрастает, но никак не может найти себе занятие сам, лишь ходит и ждет: сейчас мама придет и будет его развлекать.
Вообще лучше жить не ребенком, а с ребенком, подключая его к каким-то своим повседневным делам. Можно дать ему помыть посуду, постирать носочки — это тоже прекрасный способ времяпрепровождения.
И для ребенка не очень важно, стирают ли они с мамой носочки или лепят из солёного теста, главное – они делают это вместе.
Да, прекрасно лепить из солёного теста и валять игрушки, клеить аппликации. Главное, чтобы процесс доставлял удовольствие всем его участникам. А не так, что ребенок спасается от матери, которая бегает за ним с солёным тестом в руках, а он в это время хочет палочки перекладывать или бегать, а мама усиленно тащит его «развивать». Или мама с тоской думает, что ей нужно заниматься скучной для неё аппликацией «для развития ребёнка». Можно просто погулять, почитать, поговорить с ребёнком, предложить ему почистить варёную картошку для салата, — вариантов множество, главное не загонять себя в придуманные рамки.
Хорошо, когда мама играет с ребенком, ребенку это очень нравится. Хорошо, у него есть бабушка и дедушка, которые тоже с ним играют, а не только заставляют буковки читать. Хорошо, когда есть традиция семейного чтения, когда ребенок включен в жизнь семьи и не предоставлен сам себе болтаться с утра до вечера.
Хотя в некоторых дозах и это важно – быть предоставленному самому себе, чтобы у ребенка было какое-то пространство свободы, вольности, собственных действий, привычка какое-то время пребывать в одиночестве, самостоятельно себя занимать, что-то самостоятельно исследовать, ставить себе какие-то задачи. Нам всегда пытаются внушить, что материнство — это какая-то ужасно сложная вещь, что надо все время осваивать какие-то методики развития, закупать развивающие пособия, а то после трех уже поздно! Поздно!
На самом деле у нас все есть: руки, ноги, голова, глаза, ум, окружающий мир для того, чтобы с ребенком по этому миру ходить, радоваться ему, удивляться, работать, исследовать. Для этого совсем не надо получать специального высшего образования по специальности «материнство». Надо учиться понимать возрастные потребности ребенка.
А мамы продолжают бояться: «Я не занимаюсь с ребенком тем-то и тем-то, увы мне, я — плохая мать». Если ты не отказываешь своему ребенку в тепле, любви, заботе, если ты с ним разговариваешь, если он тебе интересен, если тебе с ним хорошо – ты хорошая мать. Если ребенок понимает, почему ты радуешься и почему сердишься, если ты можешь объяснить вместо того, чтобы запрещать и командовать – ты хорошая мать. Все это она делает не потому, что должна быть хорошей мамой и вот сегодня долг велит ей свалять с малышом бусы, а завтра непременно освоить с ним аппликацию в японском стиле, а послезавтра позаниматься оригами, — и с чувством выполненного долга подумать «вот теперь я хорошая мать», а потому, что ей интересно и радостно с ним вместе что-то делать.
Ирина Лукьянова, Оксана Головко