Девочки, у нас кризис трёх лет довольно спокойно прошел. Я вообще не могу выделить его какими-то временными рамками, дескать вот здесь он начался, а здесь закончился.. Возникали какие-то тревожные моменты, но постепенно и не все сразу, и проходили они также постепенно, не наслаиваясь друг на друга. А, может, и не было вовсе этого кризиса? У нас это скорее ненапряжное постепенное взросление.
Вот сейчас вспоминаю, что было нечто такое, о чем Лёльчик написала. Надувался и проявлял недовольство, когда с ним заговаривали. Надуется и отвернется... Меня тоже жутко это бесило, я неловкость чувствовала перед знакомыми - как будто ребенок у меня просто дурно воспитан, дикий какой-то, злобный... Я боялась, что кому-то покажется (тем, кто с нами мало видится), что мой сын всегда такой. А потом я просто попыталась встать на его место...
Вот представьте, вы маленький ребенок, перед которым постоянно открываются и навязываются с пеленок правила поведения в обществе. Для нас это само собой разумеющееся, а для него... ну вроде как еще доказать нужно - а нужно ли быть любезным, жить по этикету? А что будет, если я не буду так? Вот не хочу - и не буду! Это то самое противостояние, нащупывание границ, выражение своего "Я" - в силу возраста ребенок это "Я" проявляет как противопоставление всему остальному!
Еще есть момент: Лет до двух ребенок подражал взрослым, он с удовольствием всем раздавал свои улыбки, махал рукой на право и налево. Он был такой весь открытый этому миру. А потом он всё чаще сталкивался с действительностью - пошел в сад, на детскую площадку - а там не все такие дружелюбные, проехал в общественном транспорте - а там взрослые злые и скандалили. Малыш с мамой вошел в автобус, а вместо того чтобы всем улыбнуться друг другу, поздороваться, помахать ручкой пассажиры с хмурым злым видом смотрят "вникуда", еще и огрызаются... С возрастом малыш понимает, что мир разный, что взрослые, например, сами решают - с кем им здороваться, а на кого огрызнуться... Взрослые решают... и малыш дезориентирован, он тоже пытается нащупать поведение, самому выбирать, где и с кем любезничать..
Плюс к этому малыш еще не владеет в совершенстве речью, он далеко не всегда может выразить свои чувства, объяснить маме, кто и как за прошедший день его огорчил, он уже чувствует несправедливость, злость, ложь, но еще не всегда может оперировать такими выражениями, не может объяснить.. А где-то же его недовольство должно вылезти - вот и капризы. Мы не понимаем, чего это вдруг он взбеленился, так как не знаем, что у него на душе, не знаем, от чего этот негатив накопился, не можем научить выплеснуть его по-другому как-то. Итак, если мы научимся понимать ребенка - уйдет и наше негодование от его поведения, а спокойный родитель - мудрый родитель.
Мне в этом отношении очень понравилась книга "Общаться с ребенком. Как?" Гиппенрейтер Ю.Б. Она популярна и общедоступна. Кто не читал еще - советую
Так вот, когда ребенок отвратительно себя ведет, истерит нужно действительно с ним разговаривать и разговаривать. И не вопросами, а утверждениями, отражающими те ощущения, которые ребенок еще не умеет, не может выразить. Например "Тебе сейчас грустно". Или "Тебе сейчас обидно". Или "Ты устал, ведь сегодня столько всего произошло". Такими фразами вы показываете своё понимание его, желание помочь, сотрудничать, слышать его. Таким образом вы также учите ребенка выражать СЛОВАМИ а не ором и катанием по полу свои чувства и желания. Хорошо еще добавлять "Я понимаю" к своим словам. То есть, например "Я понимаю, тебе обидно сейчас" и т.д. Далее малыш, видя участие мамы, может и сам что-то рассказать о своем беспокойстве или просто поплакать немного, обняв ее, а если не сможет, то говорите вы. ГОворите о том, что знаете, какой он хороший и некапризный мальчик, что совсем скоро пройдет плохое настроение и т.д.
Сразу скажу, что каюсь, я не идеальная мама и допускала в воспитании моменты давления на ребенка. Могла в некторых случаях, когда видела, что уже просто шлея под мантию попала, использовать ледяной тон, предупреждала о возможном наказании, давила на ребенка. До сих пор не знаю, насколько это плохо. Насколько повредили ребенку мои психи в некоторых ситуациях (а я бываю психованной и несдержанной, каюсь), но вот именно на моего сына это действовало. И мне, признаюсь, нужно было знать, что в критических, крайних ситуациях я смогу добиться от ребенка то, что нужно, что мой голый авторитет сработает в исключительных ситуациях, мне важно знать, что в паре мама-ребенок всё-таки вожак я, авторитет я, так как просто у меня больше опыта на данный момент. Не вижу пока ничего плохого в этом. Да, с мнением ребенка обязательно надо считаться, обязательно нужно разговаривать, аргументированно что-то доказывать друг другу, обязательно нужно уметь уступать ребенку! Я часто уступаю, не гнушаюсь этим. НО при всём при этом всё-таки должна чувствоваться сила взрослого, его авторитет. Например, если необходмио выпить лекарство, если нельзя ни в коем случае выбегать на дорогу, а ребенок доказывает обратное, то я объясняла, уговаривала, НО если ситуация безнадежна или нужно что-то сделать очень быстро, не вступая в пространные изъяснения, то нужно сделать так, чтобы ваш голос, а не истерика ребенка, стал решающим.
Может, потому и истерики обходим стороной, что где-то я могу ее просто пресечь. Это во мне отголосок классического, старого воспитания. Считаю, что обязательно нужно использовать мнение и советы современных достижений педагогики, но при этом и что-то заимствовать из старых догм. Есть вещи, которых не хватает в современном воспитании.
Мне очень нравится, каким человеком вырос мой дедушка! Честный, твёрдый, ответственный, любящий - настоящий мужчина. Так вот он мне рассказывал, что для них мама с папой были авторитетом, людьми, бесконечно уважаемыми, совета которых хотелось просить и слушать. Мой дед совсем не тряпка, даже наоборот! А родители его смогли найти какой-то баланс. С одной стороны, они были и друзьями детям, мудрыми товарищами, а с другой, авторитетными личностями.
Современное воспитание всё-таки ставит родителей и детей примерно на одну ступень.. Во многих ситуациях это верно, но не вовсех. Родительский опыт в некоторых вещах должен быть выше малышовых "хочу". Так что жесткость тоже нужна, но в меру. Согласна с Наташей (сестройневесты), что если маленькому ребенку что-то запрещаешь, то уж нужно стоять на своём до конца. Если истерики театрально-показательны, то их нужно игнорить. Но чем старше ребенок, тем больше ему можно объяснить, быть с ним гибче. У нас так. Сейчас я гораздо более гибче с сыном, так как он уже многое знает и понимает, с его мнением считаемся.
Еще скажу одну вещь: если нарушение вашего запрета не повлечет серьезных последствий, то дайте ребенку испробовать правдивость ваших слов. Например, вы его предупреждаете, что если махать руками по столу, то тарелка может упасть, всё окажется на полу, и тогда нечего будет обедать. При этом вы еще и постоянно останавливаете физически его вертлявость, оберегаете тарелку от падения. Малыш противится - ну вот хочется ему обезьянничать за столом, его опыт еще не показал, что мама права. Отступитесь от ребенка - пусть тарелка с кашей окажется на полу, как вы и пророчили. Теперь ребенок видит реальное подтверждение ваших слов - каша на полу, всё грязное, кушать нечего. Не ругайтесь, а спокойно привлеките ребенка к уборке вместе с вами, при этом сдержите обещание и не накладывайте вторую порцию.. Малыш в итоге получил право выбора, не поверил маме - вместо обеда ему пришлось убираться. Вот самый лучший итог: ребенок САМ увидел, что всё это не простой мамин трёп, а реальный итог его поведения. После нескольких подобных случаев ребенок охотнее прислушается к маме! (а по поводу того, что голодным же сотанется - перенесите на пораньше полдник, например. Мучить ребенка голодом ни к чему. для педагогического эффекта достаточно и часа).
В итоге все малыши перерастут свои кризисы, а задача родителей "заставить кризис работать, извлечь из него всё самое полезное для ваших отношений по максимуму!". Хорошо выйти из кризиса более близкими с ребенком людьми. Ведь эти сложности не просто так - это тот самый опыт, который необходим для взросления.