Сегодня попалась на глаза статья.Сон,поведение очень связаны,меня тоже эта тема беспокоит.Про кризис 3 лет.
Если до 3х лет, для ребенка было очень важно внимание от родителя. То теперь одного внимания не достаточно. Он крайне нуждается в уважении. И если не получает его, то очень остро реагирует. Иногда у детей не слишком заметен кризис 1-го года, но этот период почти всегда ярок.
Задачи психики от 3 до 5 лет:
✅ Заложить основы самостоятельности.
✅ Научиться говорить "нет" и отстаивать свою позицию.
✅ Формирование уверенности в себе.
✅ Научиться проявлять агрессию так, чтобы это не вредило окружающим.
Как проявляется:
😈 Упрямство. Ребенок ото всего отказывается. Все хочет сделать по своему. Настаивая на этом, может быть грубым с родителем. Нередко теперь от него можно услышать "Я тебя не люблю", "Найду других родителей", "Бабушка плохая" и пр.
Это следствие желания быть самостоятельным, которое сталкивается с ограничениями взрослых. В то же время ребенок все еще очень нуждается в поддержке, защите и любви взрослого, от этого настаивать на своем очень трудно, в нем борются 2 противоречивых желания: нравиться взрослому и делать по своему. Упрямство тем острее, чем больше взрослый настроен на тотальное послушание. Если для родителей неподчинение равно неуважение, то ребенку очень трудно сформировать самостоятельное поведение.
😈 Усиление агрессии. Причем агрессия становится разрушительной. Ребенок может кидаться стульями, ломать игрушки, разные вещи, бить посуду, рвать книжки, активно протестовать. Объяснение этому:
😈 Отрицание. У детей происходит отказ от всего, что было им дорого. Начиная с родителей ("Вы ужасные люди!") до ломания некогда любимых игрушек. Это словно маленькая репетиция подросткового кризиса. И насколько здесь ребенку удастся добиться нормальной самостоятельности, зависит как пройдет кризис более поздний. Подавление воли ребенка сейчас отразиться на яркости подростковых протестов - уж там они расцветут!
Отрицание перерастает в истерики, если родители слишком яростно ставят ограничения, говоря ребенку "ты еще маленький, подчиняйся". То есть родители тоже упрямятся, словно дети: "А вот и не ты главный, а я. Ты проиграешь".Это стимулирует у ребенка беспомощность и тревогу (как же полагаться на того, кто сам ведет себя как ребенок?). И как следствие усиливает истерики.
👿 Негативизм. Поскольку ребенок еще не знает в каких ситуациях ему важно сказать "нет", а в каких нужен компромисс (это задача следующего возраста), он на все отвечает "нет". Родителю иногда кажется, что ребенку из вредности на все отвечает "нет" и это очень раздражает.
😈 Из-за того, что психика активно развивается, многие дети могут начать вести себя так, словно они вновь стали малышами: не редки истерики, "прилипания" к маме, усиливаются или появляются "вредные привычки" типа сосания пальца или одежды.
😈 Деспотизм. Ребенок раздает команды и приказы на право и налево. "Отдай это мне!" "Не хочу чтобы он с нами играл" "Уходи, дедушка!" "Сядь со мной и читай!" И впадает в гнев, если его не слушают. Особенно ярко это происходит в семьях, где недавно родился малыш.
Что должно насторожить в этом возрасте:
📍 Ребенок слишком тихий, молча слушает указания взрослых,
📍 никак не проявляет свою агрессию,
📍 не проявляет инициативу в играх,
📍 совсем не конфликтует с детьми,
📍 или проявляет агрессию по отношению к другим детям, когда взрослые не видят (ущипнет исподтишка, толкнет и пр.).
🚩Помните, чтобы чему-то научиться нужна тренировка. Нельзя посадить ребенка за парту и рассказать ему как жить.
🚩Подавление ребенка в этот период или напротив снятие всех запретов могут привести к последствиям:
👉 яркий подростковый бунт,
👉 проблемы с самооценкой,
👉 низкая самостоятельность,
👉 формирование негативного характера,
👉 низкая воля.
Те приемы воспитания, которые помогут в этот непростой период рассмотрим во 2ой части. А у ваших детей был/ есть этот кризис? Как справляетесь?