Вчера много хотелось написать,но сегодня подумала,что все настолько разные,что вряд ли стоит описывать подробно свой опыт,поэтому я кратко..
Про связь песен мамы и развития речи верится с трудом))Польза,конечно,есть,но не настолько уж большая..Мы пели с пелёнок доче регулярно и много..И я и папа..До сих пор временами пою для дочи перед сном..Ничего особо это нам не дало..Может это только нам не повезло..
Соглашусь со всеми рекомендациями по поводу пальчиковых игр и развитию мелкой моторики ..Этим мы занимались с Полиной с первых дней и до сих пор,т.к. я верю в теорию,что хорошо развитая мелкая моторика влияет и на речь и на мышление в целом.Занятий по развитию мелкой моторики много - и дома,и на улице,и даже в ванной..Было бы желание..Из самого элементарного с рождения-ежедневный массаж ручек(внешн.и внутреннее поглаживание ладошек,прорабатывание каждой фаланги пальцев,подушечек),затем пальчиковые игры(их великое множество)..Потом задача усложняется - знакомство с разными текстурами и материалами,пирамидками,кубиками,различными мячиками,сортерами,подушечками (с шипиками,мягкими,набитыми различными крупами),потом на помощь приходят пальчиковые краски,гуашь,бумага,тесто,пластилин,различные занятия с бусинками-пуговками,манками,фасолью,горохом и всего что есть под рукой,различные игры с водой..На прогулке -это игры с песком(снегом) , пересыпания песка из ведёрко в ведёрко,и строительство куличиков,сбор камешков,веточек и т.д...
Позже это пуговицы, застежки,шнуровки на одежде и обуви..Ну,и конечно же мозаики, пазлы,гайки-винтики,разной сложности раскраски(начиная от самых крупных до раскрасок с множеством мелких элементов),аппликации,конструкторы..При занятиях и играх для развития мелкой моторики действует правило-чем старше ребёнок,тем мельче должны становится детали..
Более старшим можно предложить и глину,и аппликации посложнее с применением тканей,природных материалов,игры с наклейками..Сейчас полно различных наборов..Можно выбрать на любой вкус,учитывая интересы и желания ребёнка ..
Проговаривание всего что окружает тоже помогает расширить и пополнить словарный запас ребёнка..Даже если он не говорит,то останавливаться с занятиями не стоит..Спрашиваете,не отвечает,сами проговаривайте простым,доступным языком...Ждать когда ребёнок заговорит ,а потом начать заниматься,играть не самый лучший вариант,т.к.в любом случае любые действия родителей в этом направлении принесут пользу..
Читайте побольше..Если ребёнок не любит слушать чтение и сидеть за книгой,то тогда сами рассказывайте короткие истории,сказки,стихи..Стоит почаще задавать вопросы ребёнку о знакомых вещах,тем самым провоцируя его к речи..Пусть это будут даже односложные ответы по началу "да","нет"..Даже это уже здорово для развития речи,ну,и по ответам можно отслеживать уровень развития ребёнка и понимания им ситуации ..Вот вроде бы и всё,что я хотела написать..Хотя ,наверняка,что-нибудь да забыла)
Понимаю,тех мам,чьи детки сейчас не говорят..Не отчаивайтесь,наберитесь терпения..Деткам ведь тоже непросто..Занимайтесь несмотря ни на что ..Всё вложенное в ребёнка потом непременно даст свои положительные результаты в дальнейшем..
Вчера опять всё вспомнилось..Полезла видюшки пересмотрела..Такие трогательные эти первые говорилки и рассуждения)
Несколько роликов с первыми говорильными видео загрузила на ютуб..Посмотрите,если будет желание)Видюшки для семейного архива,поэтому не судите только строго..