Наташ,только сейчас увидела твой пост...Нат,только я совсем не профи в таких маленьких детках...Я ж учитель начальных классов...Все знания о малышках из книг и статей из инета..
Постараюсь ответить ,как у нас дела обстоят...Хотя мы вовсе не пример для подражания..Это наш опыт и может кого-то он совсем не вдохновит...
С года мы постепенно ,но систематически стали приучаться пользоваться ложкой и чашкой.Хотя ложку я Полюшке давала гораздо раньше,но это скорее было ,как баловство...В начале давали в руку чайную ложку и приучали дочу набирать в нее кашу. В это же время я докармливала со второй ложки.Когда научились сами есть кашу,то я стала давать самостоятельно есть суп.Тут ,конечно,было сложнее...Суп ведь льётся и его следы можно было наблюдать после дочиной трапезы повсюду...Тут ,конечно,надо запастись терпением...А как же иначе??Всё хорошо сразу не бывает...К году мы ели ложкой и пили из чашки...Нам этому было важно научиться,т.к.мы шли в сад.Может это не всегда получалось аккуратно,но голодной Поля точно не оставалась...
Сейчас ( 1 и 6)мы очень аккуратно кушаем и пьём без проливания.С года и 3 месяцев Поля проявила интерес к вилке и хотя я знаю,что вилку дают с 3-х лет,когда ребёнок уже понимает опасность уколоться острым предметом,но я дала ...Сейчас мы так мастерски ей орудуем...Пока я не объясняю и не показываю, что вилку держат по-разному, в зависимости оттого, что едят....Всему своё время...
Примерно в это же время доча проявила интерес к салфеткам и теперь они у нас в ходу..Если забуду ей дать она обязательно напомнит...
Ну,это я написала о наших умениях,а теперь о том ,что предстоит...
Наташ,в начале допускается, чтобы ребенок держал ложку, сжимая ее в кулачке. В полтора - два года надо приучать его держать ложку чуть пониже широкой части ручки тремя пальцами - большим, указательным и средним.
У нас пока по-разному...То в кулачке,то правильно держит ложку..Причём сама берёт..Никто её не учит...Я только показываю иногда,но не настойчиво и ненавязчиво..Больше наблюдаю ..Очень надеюсь на то,что со временем кулачок сам уйдёт и останется немного подкорректировать...
Примерно с двух лет советуют приучать правильно зачерпывать пищу, подносить ложку ко рту не сужающейся частью, а боковой стороной,подсказывать ребенку, чтобы он не засовывал ложку в широко раскрытый рот и не засасывал кончик ложки.
Вилка.. Вилка ребенка должна быть маленькой и не слишком острой.У нас доча от такой отказывается и ест исключительно пока взрослой и ничего с этим не поделаешь...Кстати,сначала вилку приучают держать в правой руке,наклонно к плоскости тарелки.
С 3-х лет (я думаю,что это,всё-таки, поздновато) объясняют и показывают, что вилку держат по-разному, в зависимости оттого, что едят.
Если на тарелке лежит, к примеру, жареный картофель, кусочки мяса или рыбы, то вилку держат так, чтобы ею было удобно накалывать куски пищи, то есть зубьями книзу. В тех случаях, когда едят пюре, кашу или другую рассыпчатую пищу, нужно повернуть вилку изгибом кверху, чтобы было удобнее подгребать кушанье.
Сейчас мы приучаемся после еды складывать ложку, вилку на свою тарелку, а не на скатерть, чашку ставить на блюдце, салфетку класть рядом с тарелкой. Встав из-за стола, задвинуть стул и благодарить.Т.к.говорим мы пока не очень много,то пока это делаю я,а Поля просто кивает головушкой.
Что касается рисования,то тут ,вообще, не стоит зацикливаться на том,как ребёнок держит инструмент до 2-2,5 лет..Кстати,советуют лучше всего
не начинать с карандашей...Они твердые и не подходят для еще слабеньких детских ручек. Лучше всего выбрать фломастеры – они яркие и не требуют усилий при нажатии. Конечно, сначала придется научить ребенка держать фломастер пальчиками, но не требовать и не добиваться, чтобы он держал его правильно, в столь юном возрасте это просто невозможно.
Тут очень важно обращать внимание на само желание ребенка порисовать,не отказывать ему в этом стремлении и не дёргать детку перекладывая правильно карандаш ,кисть или фломастер.
Если же есть желание приучать ребёнка правильно держать предмет для рисования,то положение должно быть таким-держать нужно тремя пальцами, большим и средним, придерживая сверху указательным..Надо следить при этом, чтобы малыш не слишком сильно сжимал карандаш пальцами, так как это приводит к перенапряжению руки, скованности движений...Пальчики ещё слабые и поэтому карандаш может просто падать..Этот навык вырабатывается и закрепляется очень медленно. Постепенно рука ребенка окрепнет, и правильная хватка закрепится.
Правильный захват можно "поставить"...Вот нашла пару упражнения,которые способствуют этому:
Большинство детей сначала учатся держать карандаш в кулаке, захватив его всей ладонью. Примерно с двух с половиной лет можно предложить малышу упражнения, которые помогут ему впоследствии держать карандаш щепотью.
1. Побуждайте ребенка брать мелкие предметы кончиками пальцев (пинцетный захват) и выпускать их, складывая в какую-то емкость
2. Чтобы ребенку было легче научиться держать карандаш щепотью, предоставьте ему возможность пользоваться толстыми мелками длиной около 7 см или кусочками мела. Такие мелки неудобно держать в кулачке и малыш скорее возьмет его так, как нужно для письма. Можно также использовать толстые фломастеры.
Если ребенок до определенного возраста не может овладеть щепотным захватом и управлять движениями мелких мышц руки,думаю,что не стоит волноваться. Нужны лишь время и практика.
Некоторые занятия, которые развивают навыки мелкой моторики и помогают тренировать движения отдельных пальцев:
Можно играть с не тугими бельевыми прищепками(любимое занятие Поли в последнее время), складывать бумагу или вытаскивать салфетки из пачки, откручивать крышечки от тюбиков с зубной пастой большим, указательным и (иногда) средним пальцами,игры с крупами,с мозаикой.