
Девочки, это нормальная ситуация, я как-то выкладывала здесь большую статью на эту тему, как всегда, не помню, где ее сохранила, мы этот период прошли, а со вторым-то все опять понадобится. У нас было все в легко форме, не дрался никогда и никого не бил, но все были плохие, кроме мамы. В той статье подробно все объяснялось, почему так. Дело в том, что детки вашего возраста не умеют испытывать сложные привязанности, если мама преимущественно рядом с ребенком, то ее и любят, а появляется кто-то еще, или переключаются на него, или говорят ему, что он лишний, тут как у кого пойдет. Потому что ребенок не понимает, как можно в одно время любить и маму, и папу, а уж если и бабушка с дедушкой подошли, то, вообще, кошмар )))) Здесь, главное, отдельно поработать с родственниками, иначе они на портачат. Мой папа ничего лучше не придумал, как отвечать ребенку: "Ты сам плохой", а в этом возрасте они очень восприимчивы, я потом полгода ребенка убеждала, что он - не плохой, а он удрученно отвечал, что ему дедушка сказал, что плохой, и все.
И еще нельзя заниматься отрицанием эмоций, допустим, сказал, ребенок, что кто-то должен уйти, потому что он - плохой, могут еще и крепче сказать, что ненавидят, все обычно начинают ругать в ответ, еще и наказывать. Итог такой, что ребенок эти эмоции не перестал испытывать, но он в очень нежном возрасте начинает их замалчивать, потому что его ругают, отсюда и проблема недоверия, которая возникает позже между родителями и детьми.
При этом, конечно, нельзя попустительствовать заявлением, что все вокруг - плохие и должны уйти. Первое, что надо сделать, это выслушать ребенка и дать ему понять, что вы услышали и поняли его эмоции. Потом вы должны объяснить, что если он, допустим, хочет делать что-то с мамой или с папой, надо это выражать по-другому, вежливо, и если будет такая возможность, то ему пойдут навстречу. Это все не быстро. И самим надо научиться себя правильно вести, правильно выслушивать ребенка и правильно с ним разговаривать, и дать время ребенку на понимание ситуации. Их еще много будет.
С плохими мы довольно быстро разобрались, но с трех лет у Вити началась боязнь пожилых людей, он очень переживает перед тем, как встретится с прабабушкой. Я его прекрасно понимаю, так как себя помню рано, и помню тот ужас, который меня сковывал, когда меня возили к прабабушке. Мне она казалась настоящей Бабой Ягой, ничего хорошего я от нее не ждала. Пару раз я сказала о своих эмоциях, меня застыдили, сказали, чтобы больше я не смела так говорить, страх стал расти, потому что я его замалчивала и тихо культивировала. Прабабушка все понимала, плакала, от этого казалась мне еще страшнее. В общем, банальное незнание основ детской психологии привело к тому, что с этой прабабушкой у меня так и не было контакта до ее смерти (мне было 7 лет, и даже в 7 я ее боялась), а могли бы просто поговорить со мной, и все.
Тут как-то Витя отмочил, что не поедет к прабабушке, потому что ее ненавидит. Раньше бы я тоже просто запретила ему так говорить, отругала, наказала, и все. Но помня свою историю, я так делать не хотела, причем, как делать правильно, я не знала. Очень помогла книга Фабер-Мазлиш "Как слушать, чтобы дети говорили...", там такие вещи детально разбираются, надо делать упражнения, думать, чтобы ты сказала, а потом смотреть на свои ошибки. В общем, мы с Витей посидели и поговорили. Во-первых, я сказала, что понимаю его страх. Но страх - это не ненависть, это просто страх, и он может уйти. Показала ему фото прабабушки, какой она была, сказала, что никому не нравится стареть, что человек одинок, ему грустно, и он очень рад, когда к нему приезжают родные, и ненависть - это не то чувство, которое хотелось бы от них получать. Напомнила, что прабабушка сделала Вите много хорошего, разве она заслуживает ненависти. Мы долго разговаривали, в итоге ребенок САМ сказал, что он, конечно, не ненавидит, просто у прабабушки очень старое лицо и ему неприятно и страшно.
Здесь важно то, что мы не запрещаем ребенку выражать эмоции, и не замещаем их (если сказать сразу, ладно, как ты можешь ненавидеть, ты, на самом деле, чувствуешь то-то и то-то, ребенок перестанет нам доверять, смысл, если мы его не слушаем), его нужно подвести к тому, чтобы он проанализировал свои чувства, и сам понял, что их можно выразить более корректным способом. Но это длительная работа. Многие считают, что с годовасами-двухгодовасами все бесполезно, а дальше мы уже привыкаем отвечать на автомате "как тебе не стыдно, немедленно прекрати так говорить, что ты врешь" и т.п.