Я почему спросила, если у родителей есть работа, привязанная к определенному графику и ребёнок в садике до 17-18 часов, посещение кружков и доп занятий организовать очень трудно. До 5 лет, а то и до школы, лучше быть спокойным, что ребёнок в хорошем садике занят главной для себя деятельностью - игрой.
Если график работы свободный и есть возможность везде водить, то вместо чтения и математики я бы выбрала (и выбрала) творчество: музыкальные занятия, лепка, рисование. И спорт: тут надо только методом проб и ошибок. У нас плавание, каратэ и горные лыжи. Бассейн и лыжи выбрала помимо цели физического развития из-за закаливания. Мы в выходные почти всегда, в любую погоду за городом на склоне. Просто так мне было бы лень ехать на природу и гулять часами, особенно с тех пор, как вышла на работу. Но надо запастись терпением, уверенностью и мягкой настойчивостью. Я видела много малышей 3,4,5 лет, которые приходя на спорт не отпускают маму, цепляясь за неё, боятся переступить порог зала, не выполняют задания, да просто могут лечь и лежать на полу, демонстрируя полное равнодушие к происходящему.
Почему ментальной арифметики и скорочтения я решила не касаться - методики спорные, на мой взгляд. Этим можно заняться в школьном возрасте, если потребуется. А вот к дошкольнику не думаю, что целесообразно это применять, если нет в планах нестандартных форм обучения типа индивидуально-домашнего, жоховских программ и проч. Потому что в 7 лет придёте в школу и попадёте в систему со своими правилами, где все накопленные на этих занятиях знания могут оказаться бесполезными, а то и помешать. Чтение и счёт можно спокойно «развивать» самостоятельно с помощью пособий, которых сейчас на любой вкус масса.
По поводу языков - нужно, наверное. Старший занимался английским, в школе продолжим, но тут надо понимать, что нужно обеспечивать комплексный подход, с возможностью обеспечить периоды полного погружения в языковую среду. А это иногда самое сложное. Иначе тоже смысла нет. Начав в 3 года можно пару лет потратить на то, что семилетний, к примеру, ребёнок, легко усвоит за месяц. И результат у детей будет одинаковым.
В общем, мое мнение, что к школе ребёнок должен подойти с крепким иммунитетом и крепким физически. И родители в первую очередь должны обеспечить именно это.
И выскажусь, уж в одном посте, по поводу занятий «для себя». Не совсем правильный подход, я думаю. Вряд ли ребёнок долго протянет в каком-либо спорте, без нацеленности на результат. Захочет ли ребёнок танцевать в последнем ряду, без выездов на соревнования, не преодолевая себя в чем-то, не открывая для себя новые возможности? Выбирайте просто спорт в соответствии с возможностями ребёнка, и тем, что считаете приемлемым для себя. Например, муж мой хотел отдать ребёнка в хоккей, с того момента, как нам сообщили на УЗИ, что ждём мальчика. Даже форму для нас знакомые отложили. Но к трём годам стало понятно, что старший со своим астеничным телосложением просто рухнет под всей этой амуницией, которую надо на него надеть. Младшего вот можно, он очень ловкий и сильный, но у нас нет возможности теперь возить на тренировки в том режиме, который требует хоккей. Поэтому и его тоже в каратэ отдам.