Не нашла подходящей темы, а вопрос назрел (или я заморачиваюсь сильно)
будет длинный пост
А поделитесь опытом (у кого он есть), как корректно преподносить ребенку тему социального неравенства. Как? Когда? Во сколько? Какими словами?
Мои переживания связаны с тем, что…есть некоторый интерес, темы всплывают, «так бывает» уже не отмажешься, т.к. клуюбок вопросов тут же разматывается по нарастающей. Привычное мне говорить «правду, как есть, но на уровне, доступном ребенку» - я честно говоря побаиваюсь, что мой восприимчивый ребенок примет это близко к сердцу и это сущетсвенно повысит ее уровень тревожности (я уже делилась года два назад как случайно брошенная фраза типа «мне нужно Саше заплатить за квартиру, мы же живем в ее доме» по факту (как выяснилось позже, а внешне ничто не говорило…переваривалась ребенком долго и реально привело к обеспокоенности ребенка тем, что из дома нас могут выгнать, он же не наш)
Пример:
Зашел тут нас тут разговор о бедных (причиной, кажется, послужил увиденный дочерью в подземном переходе человек, просящий милостыню), сопоставленный ею со сказками. Не помню точно, как пришли к бедным. Кто такие – бедные? Почему они бедные? Почему люди спят на улице? (это о переходах)
Поясняю вроде понятными и напрашивающимися фразами (у нас активное слушание здесь работает отлично)
-«это люди, у которых недостаточно средств, чтобы…»
- и у них нет дома!
-не у всех, но у некоторых из них, да, нет дома.
-а если у них нет дома, им негде приготовить себе кушать?
-да, это так! им негде приготовить кушать.
-и им приходится постоянно кушать в кафе!
(занавес),
оставить без внимания? удариться в пояснение, что нет, в кафе они тоже не ходят кушать?
Пример2
- Мама, я хочу быть воспитателем, как Мария Сергеевна!
-Здорово! Тебе нравится возиться с детьми!
-Да! Это так здорово!
(прошло месяца два)
- Мам, а ты много зарабатываешь?
- Хм, пожалуй, я зарабатываю достаточно. А Почему тебя это интересует?
- Ну просто интересно. Ты же много работаешь. А кто много работает, наверное, должен много и зарабатывать, да?
- Вообще, профессии у всех разные и бывает по-разному. Кто-то много работает и много зарабатывает, У кого-то очень редкая профессия и он может работать несколько часов, а зарабатывать...…..(ну и так далее все возможные варианты, мысль ясна)
(прошло еще месяца два)
- Мам, я, наверное, еще подумаю, быть ли мне воспитателем.
-Тебе перестало нравиться возиться с детьми!
-Нет! Но я тут подумала... Когда ты меня приводишь-Мария Сергеевна уже на работе, когда забираешь – она еще с нами. Мы с тобой в этом году были на море. И в прошлом. А Мария Сергеевна сказала, что на море ни разу не была…
Это частности, они только для иллюстрации. Их много. в ключе " а почему она попросила тебя распечатать, у нее что, компьютера нет?"/"а почему у тети Марины всего один выходной, а она сказала, что у нее денег на зоопарк нет?"
В Общем, дети растут, разговоры становятся сложнее.
Рассказывать ребенку о том, что «я много работаю, поэтому мы вот это имеем » - ну...в моем случае - это так, но в жизни - далеко не всегда. И она это видит. На примере той же воспитательницы.
В три – возможно, поверила бы. В пять – если бы я понимала, что она это «съест» - возможно. Но она не "съест". Она пока растет таким же аналитиком как и я и прекрасно сопоставляет факты (хотя мне кажется большинство детей такие)
Но меня беспокоит то, какими словами нужно все это проговаривать, чтобы не вызвать лишних тревог. Может почитать кого на этот счет посоветуете.
у нас здесь относительно благополучная выборка все же. И дай Бог, чтобы нашим детям не пришлось/или у кого сложно - приходилось как можно реже сталкиваться с такими вещами. Но все же...как это объяснять?